Рассадник сумчатой русофобии - AntonTsAU (antontsau) wrote,
Рассадник сумчатой русофобии - AntonTsAU
antontsau

Categories:

Как стать маньяком

Агоныч просил просветить насчет "железнодорожное моделирование для чайников", я тут подумал и решил таки написать пстик, а может и несколько на эту тему.



ВНИМАНИЕ!!! АХТУНГ! АТТЕНШН! Опасно для моска! Прежде всего, в порядке профилактики, пройти вкурить http://lurkmore.to/Железнодорожные_маньяки После вкуривания встать по стойке смирно и трижды громко произнести "ДА НЕ УПОДОБЛЮСЬ!". Только после этого можно идти под кат! В случае нарушения этой инструкции - одменестрация последствий не несет!






Итак, паравозик обычный, комнатный, домашний. Что это такое и с чем его едят?

Все конечно знают заводные паравозеги из детского мира, всякие деревянные игрушки прибитые к полу, паровозики из ромашкова и томасы... нет, это не то. Хотя, впрочем, томасы вполне бывают и модельные по-настоящему. Настоящая модель, на которой можно (и нужно) свихнуться, это конечно 1) электрическая с внешним, по рельсам, питанием и управлением 2) она внешне, с большей или меньшей точностью, моделирует какой-то реальный оригинал, в масштабе и тп. Конечно бывают и исключения, например модельные паровозики на паровом ходу с управлением по радио (от гоночной машинки, нажал на курок - оно открыло пар и поехало) или модельки "паровоз абстрактный", про которые трудно даже сказать что они "по мотивам такого-то типа", не то что "модель паровоза типа Ы2", но это редкость.

Сначала про размер. Существует довольно много масштабов и вариантов жд моделей, от микроскопических Z до аццких садовых X, 1:6. См педивикию, http://en.wikipedia.org/wiki/List_of_rail_transport_modelling_scale_standards

Реально для домашнего маньячения пригодны HO/OO (16мм, масштаб  1:87/1:76), N (9мм, 1:160) и отчасти ТТ (12мм, 1:120), но последний почти вымер и соответственно хрен чего к нему найдешь. Я как-то исторически привык к HO, он вполне помещается в комнату, а оборудование еще можно брать в руки без пинцета, но многие любят N - в том же размере комнаты можно наманьячить вдвое больше путей и паравозегов.

Питание можно разделить на три большие группы - DC, DCC и извраты.

 DC - самое простое, обычное, 9-15в между рельсов, подключил моторчик - покатилось, увеличил напряжение - покатилось быстрее, уменьшил - затормозило, поменял полярность - поехало в другую сторону. Просто, выгодно, надежно, беспонтово... но совершенно не заточено под управление несколькими паравозегами одновременно. Чтобы эффективно управлять ими по отдельности приходится строить адские системы разделения птуей на независимые участки, и следить, чтоб на каждом участке был только один паравозег. Ну или внедрять какую-то автоматику, впрочем это все сводится к тому же, изолированным участкам путей с раздельным управлением.

DCC - цифрА. По рельсам ездит не постоянный ток, а импульсные посылки, позволяющие декодерам (мозжечкам) в паравозегах, вагончегах и прочих устройствах и питаться и управляться. У каждого адрес, каждый принимает для управления только то, что ему предназначено. Соответственно ничто не мешает одному паравозегу стоять а другому ехать при подаче на них одного и того же сигнала - что каждому скомандуют, то и будет делать. Напряжение всегда одинаково и присутствует постоянно, что резко облегчает всякое освещение вагонов, звуки-пыхи, прожекторы и прочую нетяговую муть, которая на DC неизбежно помирает при малом ходу и тем более остановке. Кардинальное отличие в управлении - вместо "едем по путям направо", то есть с точки зрения диспетчера, все управляется "вперед-назад", то есть с точки зрения мойшиниста. Если перевернуть паравозег в другую сторону на DC, то оно поедет все равно туда же, а на DCC - в другую сторону, если ехал мордой вперед то и будет ехать той же мордой в тот же перед.

Извраты (типа марклиновского третьего рельса и переменного тока) идут фтопку. И вообще дальше буду рассматривать только цифру, за неинтересностью аналога в 21 веке.

Из чего состоит набор начинающего маньяка.

Понятно, что необходимы какие-то рельсы, паравозег и управление. Причем управление и паравозег должны быть "цифровые", управление должно уметь выдавать сигнал, а паравозег его понимать. То есть в качестве управления должна быть какая-то полноценная система (управлялка, на которой кнопочки нажимать, + какой-то моск + силовой модуль, хотя на мелких системах это иногда обьединяется) а на паравозеге должен стоять декодер. Бывают уже готовые киты в которых это все есть, можно с такого и начать, но обычно управлялка там совсем простенькая, и все равно оооочень быстро захочется сделать хоть что-то более продвинутое, и придется покупать все заново. Поэтому если ставится задача качественно, на всю голову, свихнуться, то лучше начинать сразу по-взрослому - купить аналоговый кит, внедрить туда декодер, а управлялку сразу купить нормальную, хоть и не из самых навороченных. См ниже про возможные варианты.

Производитель... ну, учитывая только начало маньяццства, надо искать какого-то приличного кетайса. Я лично люблю PIKO, лавка немецкая и со стародавних времен существующая, но сейчас делает все конечно в Кетае, и нидогога. Любители американских и примкнувших к ним дорог выбирают Bachmann - тоже приличный кетаес, но специализируется на американщине (и соответственно кое-какой австральщине, благо оно тут по бОльшей части перелицованное американское), а не европейщине. Всякую фигню типа life-like брать можно, но четко понимая, что это одноразовое или тренировочное, потому что жить будет недолго и ооочень херово, сходя с рельсов, расцепляясь и ломаясь. И эстетуйски оно, конечно, будет ну совсем пластиковое. Следующий эшелон - всякие Hornby, Roco и примкнувшие к ним, это уже подороже, и не факт что лучше. Ну и топовые лавки, обычно узкие маньяцкие мелкосерийники, выдрачивающие свои модельки до гвоздя и заклепки, но ломящие весьма приличные деньги. Это уже коллекционки, хоть и ездящие, но не на "поиграцца", а на "погордицца". Зато там бывают редкие местные модельки, например тут есть пара лавочек, делающие модельки именно австральных паравозегов, типа V-line или старой сиднейской одноэтажной электрички, со всей выдрочкой и понтами.

В размере N, насколько я знаю, сильны японцы, типа KATO, но для меня это другая галактика, так что сами, сами.

Аналоговый кит в составе круга рельс с парой ручных стрелок, паравозега и 2-3 вагончегов (пассажирских или товарных) от PIKO стоит порядка 100-150 евров. Продвинутый (5 стрелок - 2 станции и 1 тупик, 2 паравозега, все цифровое включая тупую но вполне работающую управлялку. Паравозеги 218 и 182 именно из него) PIKO 57175 порядка 270 евров.

Ах, да, совсем забыл. Рельсы!!111

Все современные рельсы в HO 16 мм и более-менее совместимы друг с другом. Бывают разной ширины (требуют переходных соединителей) и разной высоты (требуют переходных рельс), но в целом на это, если не углупляться, плевать. Американские рельсы обычно указываются как code100 и code83, это их высота в сотых долях дюйма. 83 считаются понтовее, так как более похожи на настоящие, но требуют большей аккуратности при монтаже и поэтому для бытового использования малопригодны. Пиковские рельсы это примерно код100, но поуже в талии, формально требуются переходные соединители, но практически лезет и так.

Старые пиковские рельсы, из гнутой жестянки, п-образные, с современными литыми без переходников несовместимы.

Бывает особый отдельный совсем бытовой вариант, специально придуманный для раскладывания не на доске а на полу, рельсы на пластиковом основании, типа бахмановского E-Z Track. Разумеется они дороже (рельсы-то там такие же, только еще добавляется пластиковая "насыпь"), но гораздо лучше относятся к неровностям и пинанию ногами, а также не разьезжаются в стыках при эксплуатации. Но при этом выбор элементов сильно уже. Так что я конечно и таких прикупил, но исключительно для использования в составе моста, где это пластиковое основание работает как несущие балки.




Какие рельсы бывают в плане... а всякие. См например ту же пиковскую систему A-Gleis http://www.piko.de/produkt_db/check.php?page=Geometriebeispiele&grand_id=4&parent_id=3&sss=3 - кривые четырех с половиной радиусов, прямые разной длины, стрелки на прямых, стрелки на кривых, перекрестки, перекрестки со сьездами и тп и тд. Внимание мины, кривые рельсы бывают на полоборота (180 градусов)  по 8, 6, 4 и 5 штук! То есть последние (Лима такие делала) по 36 градусов, ни в анзак - четверть оборота из них собрать вообще невозможно!

Для мелких паравозегов и вагончегов подходят любые кривые. Но если есть наполеоновские планы прикупить паравоз Big Boy или тепловоз AD40X, то даже вторым радиусом (430мм) обойтись не удастся, все время будет валиться. Так что рекомендую R1 вообще не использовать, начинать с R2 а при расширении переходить на R3. R9 - это не боевой радиус а так, для стрелок и вокруг них, в нем есть единственный рельс на 15 градусов поворота, для компенсации стрелки.

Сцепки

Со сцепками очень интересно. Это Австралия, майт, тут это развеселая тема. Сюда понавезли ВСЕХ существующих в природе вариантов, начиная от английского крюка. В результате зоопарк, и приходится либо мириться с несовместимостью, либо все перетачивать на какой-то один стандарт.

У немецких вагончегов сцепки европейские, кольцо на крюке. Закрываются автоматически (если по уровню правильно выставлены), открываются при помощи специальных устройств, механически пихающих их снизу по команде. Малоэффективно, и устройства эти редки и дороги, и расцепляют они только над ними, то есть в раз и навсегда определенных точках. Поэтому все выдрать нафиг, и (благо там стандартное NEM гнездо под саму сцепку) внедрить сцепки от Kadee, визуально напоминающие американскую и австральную автосцепку Janney, но главное что и работающие сходным образом. А их расцеплять просто, на магните (постоянном, он просто на шпалах лежит, их можно накидать сколько угодно, а для макета можно и электрическом - он большой и под доской) между рельсами, если поезд проезжает магнит без усилия (ни тяги ни толкания) то они расходятся в стороны, и готово. Более того, если в таком вот разошедшемся виде начать толкать, то они обратно не сцепятся и без магнита! То есть это позволяет отложенное расцепление - остановился на магните, дернул туда-сюда, и толкай куда хочешь, толкать оно будет, но обратно не сцепится! Один магнит на целый парк позволяет вполне адекватные маневры с оставлением разных вагончиков на разных путях!

kadee_coupler_1

Так что выбор лучших паровозоводов - Kadee. Их делают множество вариантов, для разного монтажа, почти любой паравозег можно переделать на kadee, а который нельзя то и ну его нафиг. Недостаток системы - отстуствие вертикальной прочности, ну то есть если оно все лежит колдоебинами по полу а не прибито к доске, то на буграх сцепки выходят из зацепления, смещаясь вверх-вниз относительно друг друга, прямо как у Авроры в 1988 году http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D1%83%D1%88%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%BF%D0%BE%D0%B5%D0%B7%D0%B4%D0%B0_%C2%AB%D0%90%D0%B2%D1%80%D0%BE%D1%80%D0%B0%C2%BB_%281988%29 Вроде есть какие-то варианты с ограниченным ходом по вертикали (на манер СА-3У, с ограничителем) но они склонны к сбрасыванию вагонов с рельс, если сцепка дошла до ограничителя, то она не расцепится, а начнет поднимать тот вагон который оказался ниже, и он с большой вероятностью повалится. Так что рельсы должны быть ровные. Или попрощаться с автоматикой, оставить/наставить европейских сцепок, они к перепаду высот гораздо менее чувствительны.

Еще один недостаток Kadee - плохо работают на толкание. Какие-нибудь цистерны на двух осях ездят, им все равно, а попытки протолкнуть по радиусу R2, а то еще по стрелкам с изгибами вправо-влево, огромные немецкие пассажирские вагоны длиной по 30 см обязательно кончаются плохо - сцепки складываются, вагоны упираются друг в друга и выдавливаются с путей. Так что пришлось вернуть взатт родные сцепки типа "кольцо-крюк", они удовлетворительно работают и на сжатие.

Декодер

Моск Мозжечок каждого паравозега в системе DCC - декодер. Небольшой микроконтроллер + силовые выходы, платка размером от 5*5 до 30*80 мм (зависит от требуемого тока, возможности вструмления в некоторые особо кривые паравозеги и тп). Выпускается кучей фирм, зоопарк полнейший. В целом совместимы, если написано DCC (внимание, бывает и какой-то моторольный вариант!) то значит будет работать, вопрос только как именно. У меня в коллекции есть декодеры которые включают свет только при получении команды на двигатели, которые включают свет только по команде, которые выключают свет сами по неактивности... и это только сервисные фнукции, а уж сколько вариантов работы с моторами! Скорости и так и сяк, и по таблице и с торможением, и с несимметричным сигналом и с транспондерами, и тп и тд. Но, конечно, для начинающего маньяка это маловажно. Даже наоборот, некоторые декодеры особо вумны и от этого сильно глючат, есть тут один от Uhlenbrock, который как-то очень странно снижает скорость, скорее всего я его все-таки выдерну и заменю на NCEшный.

Внедрение декодера сильно зависит от конструкции. В некоторые паравозеги всего этого внедрения - выкрутить один винт в пузе, снять корпус, вынуть вилку-замыкатель, воткнуть вместо нее вилку от декодера, приткнуть плату декодера в предусмотренное для нее место, поставить корпус обратно. А в некоторых без паяния и херургии не обходится, так как места нет, розетки нет, разводка на моторы сделана непойми как а на лампочки тем более, и тп и тд. Но обычно можно ограничиться моделями DCC-ready, у которых уже все кроме самого декодера присутствует, а то и уже оборудованных этим самым декодером. На данный момент у меня из 7 имеющихся паравозегов (см заглавную фотаньку) 3 пришли уже с декодерами, 2 были DCC-ready с розетками, и только два самых кетаезских зелененьких Cab unit (1010/1011) потребовали эти декодеры припаять к имеющейся проводке на моторы и лампочки.

Вот это вид паравозега 1055 изнутря. Платка слева - заводская, туда все проводочки припаяны и на ней 8пин розетка (в середине паравозега). Платка справа, от которой идет шлейф проводков на вилку - декодер, встал как родной.

1055open_1

Управление декодером происходит командами "вперед-назад", "скорость 1-28" и "функцию 0-4 вкл-выкл". Функция это обычно свет, 0 - прожектор, причем декодер обычно разделяет для функции 0 направление движения, и зажигает только прожектор "вперед по ходу". Там еще полно всяких настроечных переменных CV, но начинающему маньяку они не нужны, можно забить.

Группенсекс Групповое управление паравозегами в DCC делается на раз-два. Все современные декодеры умеют собираться в тн consist, то есть понимать один групповой адрес на всех и исполнять команды хором. Соответственно для запуска паравозега из многих единиц достаточно всего лишь сцепить эти единицы механически, собрать из них консист логически (не забывая о направлении морд!), возможно прописать дополнительные функции чтоб оно свистело и мигало только передним паравозегом, и вперед, можно ехать, если отдать команду на адрес консиста, то все паравозеги выполнят ее в едином строю.

consist_1

Стоит декодер от 25 баксов, бывают и за 18. Вверх - сколько угодно, с рюшечками, кожейрожей, глазетом и кистями может и 80 стоить, а с паром, дымом, пердежом и свистом и 200. Лично мне понравились NCEшные, недорогие, простенькие, но все работает именно так, как от них ожидаешь. Но неизвестно, насколько оно будет совместимо с продвинутой автоматикой, транспондерами и пр, будем посмотреть.

Станция управления

Ну то есть тот самый пульт Чорного Властелина, на котором он нажимает кнопки "запустить ракету" и "включить электростул под Номером Восьмым".

Зависит от потребностей, жабы и массы совсем неформализуемых причин. Для начала думаю будет достаточно что-нибудь типа NCE Powercab - ручного пульта, на проводочке, совмещающего в себе пульт и силовую часть, итого кроме этого самого пульта, небольшой платки-соединителя и блочка питания в розетку (все идет в комплекте, но с омереканской вилкой, будет нужен переходничок, а 220в оно понимает) ничего и не надо. Это уже полноценная система, способная управлять и программировать декодеры, включая чтение параметров из декодера, только маленькая и дешевая. Впоследствии, если маньяцство будет запущено, дойдет до гнойной стадии и захочется гонять одновременно паравозегов так шесть, можно будет прикупить стационарную контрольную станцию-бустер SB3A и использовать имеющийся powercab только как пульт. В эту систему можно будет воткнуть и много чего еще, но к сожалению не все, система от Digitrax с ее сеткой Loconet (модифицированный rs485) более распространена и имеет больше опций, в том числе от независимых поставщиков, но она дороже и пульты к ней менее удобны.

nce powercab


на фотке - вся управлялка, кроме блочка питания который в розетке, к нему идет провод который уходит налево. Провода вниз (красный и черный) - к путям.

Стоимость - от 140 баксов. Этот самый powercab мне обошелся в 135 баксов + пересылка из Омереги. Digitrax Super Chief (стартер кит для дигитраховой системы, с локонетом и пр) - порядка 350.

Автоматика, контроль Над Миром и прочие вопросы - в следущем псте





Tags: архив, народное просветление, паравозеги
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 16 comments