Рассадник сумчатой русофобии - AntonTsAU (antontsau) wrote,
Рассадник сумчатой русофобии - AntonTsAU
antontsau

Category:

Ждмоделеманьяццство часть 2 - базовая электрика и автоматика

продолжаем наши репортажи из сумасшедшего дома.





Базовое подключение лекстричества

просто как полено. Два провода (от бустера, ну или прямо командной станции в маленькой системе) - два рельса, главное ничего не перепутать и не соединить все вместе. Внимание тонкость для DCC - не должно быть никаких "помехоподавляющих конденсаторов", там переменный ток и он этими кондерами замыкается. Если есть (досталось по наследству от системы постоянного тока) - выдрать. Разумеется, если маньяцство запущено и рельсов уже несколько десятков метров, то подключаться надо в нескольких местах параллельно, чтоб падение напряжения на стыках не сильно сказывалось на работе системы. Если паравозегов развелось слишком много, то вся Империя делится на несоединенные между собой части, и каждая запитывается от своего бустера (силового блока, не полной станции!) - управление все равно будет одно на всех, но доступная мощность вырастет.

Стрелки, шлагбаумчики и прочие аксессуарчики

Подключаются через свои, специальные, тн стационарные, декодеры. Обычно это коллективные устройства, на 4 а то и 8 выходов, но полно и индивидуальных. Для каждого типа потребителя свой тип декодеров - стрелки бывают на импульсных магнитах и моторчиках, лампочки, шлагбамы всякие и тп включаются на долговременную и тп. Декодер подключается либо к рельсам (ну то есть к шине питания, питать физически через рельсы это коровник), либо на свою отдельную шину от отдельного бустера (а то если 100500 лампочек навешать, то у тягового бустера уже и мощи не хватит), либо вообще на шину управления (тот самый loconet и тп) и принимает команды не сквозь бустер и dcc сигнал, а прямо от командной станции. Все, полетели, во всех вариантах аксессуаром можно управлять с того же пульта - "стрелка 1234, напраааа-во!". Также их можно обьединять в группы (макры, роуты), чтоб одной командой например выставить все необходимые для проезда по надцатому пути станции стрелки, светофорчики и пр.

Лично моя рекомендация про декодер - ESU Switchpilot. 4 выхода на магнитные или моторные стрелки плюс 2 на сервомоторчики (управлять чем-нибудь механическим), и нидогога, за те же деньги у других лавок будет декодер только на 1 или 2 стрелки. К нему есть расширитель, дающий 4 дополнительных реле для управления чем-нибудь (светофорчиками, изолироваными участками и тп) параллельно с основными выходами для стрелок.

points_1

Да, разумеется, стрелки и все прочее механическое должно быть оборудовано моторами! Большинство стрелок из китов и продающихся в розницу - пустые, механические. Машинки к ним продаются отдельно, и могут быть самых разных видов, с установкой сбоку на стрелку (внимание, иногда оно несовместимо с особо хитрыми паравозегами, ибо торчит рядом с путями. Например бахмановский омереканский SD35 уверенно натыкается на корпус машинки пиковской стрелки нижней частью корпуса, пришлось немного подрезать), под стрелку (на доске), сбоку от стрелки в каком-нибудь домике с приводом тросиком и прочие варианты. Иногда попадаются (обычно у беспонтовых производителей, Настоящие Маньяки предпочитают гурмэ и все по отдельности, чтоб самому выбрать и потрахацца) и стрелки с уже установленными машинками.

Стандартные модули логики и управления

В маньяццком хозяйстве практически бесполезны, за исключением единственного - автоматического реверсора. Все то, что представлено на рынке, заточено максимум под симуляцию активности, индикацию состояния и тп, но не под управление паравозегами! То есть то, что гордо называется "контроллер путевых сигналов", будет мигать светофорчиками, но паравозеги на них как клали так и будут класть, у них приказы сверху, с командной станции, и какой такой светофор и что он там показывает их не волнует. Но выглядит все прям как настоящее, проехал поезд - загорелся красный, ага, маньяк это увидел и вручную остановился, доволен как слон. Теоретически к этому можно прикрутить и управление, но зачем тогда извращаться с этим недоконтроллером, если и светофор можно загнать в общую логику?

Реверсор - это наконец-то, в 21м веке, решенная Большая Проблема Муделизма, как развернуть паравозег. Петля рельсов, треугольник или поворотный круг - все эти элементы требуют в каком-то месте соединения правого рельса с левым, то есть получается замыкание. На DC это решалось установкой аццких систем реле, останавливающих поезд и переключающих полярность на каком-то специальном выделенном участке, после чего можно было ехать дальше, но уже перевернув полярность и на основной секции (не забываем, что на DC полярность питания показывает, в какую сторону ехать относительно мира! Приехали слева, развернулись, чтоб ехать обратно налево - надо поменять полярность на рельсах!). На DCC это не нужно, направление движения определяется относительно паравозега, куда морда смотрит туда и едет. Но проблема замыкания рельс все равно остается. Вот ее и решает реверсор, при возникновении замыкания (паравозег наехал на изостык) он мгновенно перекидывает полярность на изолированной секции и смотрит, не пропало ли КЗ. Если пропало - значит все нормально, так и останется, это поезд едет, все по плану. А поезд так и продолжает ехать в ту же сторону, даже не останавливаясь, ему на полярность на рельсах плевать.

Датчики занятости

Чрезвычайно полезная и практически неосуществимая на DC вещь. DCC, с постоянно присутствующим на рельсах напряжением, позволяет решить и вторую Большую Проблему - как определить, что путь занят чем-то. Паравозегом или вагончегом. Замкнуть ему колесья с каким-то сопротивлением, довольно большим чтоб ток был маленьким но уже определимым! Есть утечка - путь занят, нет утечки - свободен, все как у больших. Понятно, что паравозеги с мотором и вагончеги с лампочками это делают по умолчанию, но все остальное придется модифицировать. Жабский вариант - покрасить оси токопроводящей краской, пацанский - заменить колесья на специальные, с встроенным в ось резистором, с известным и гарантированным сопротивлением, надежно замыкающим что надо, не замыкающим чего не надо и не меняющимся со временем и износом.

Физически эти детекторы измеряют либо падение напряжения на диодах (в том числе выносных, диоды около наблюдаемого участка а электроника сосредоточенно где-то в центре), либо ток в проводе измерительным трансформатором. Второе аккуратнее, но малосовместимо с транспондерами (см в следующей части, продвинутой электронике). Сигнал на выходе детектора обычно релейные контакты ПЛЮС на большинстве продвинутых декодеров есть выход на шину управления, по которой оно сможет доложить состояние любому другому устройству - элементам логики, элементам отображения, компутеру и тп. Вот тут засада, шин много, у каждой лавки своя, и детектор от NCE не будет совместим с шиной от Digitrax. Поэтому прежде, чем вляпываться в это маньяцство, надо решить в какое именно, и дальше уже так и придерживаться неуклонного курса.

Также стоит упомянуть импульсные датчики. Обычно это ИК оптопара где-то между шпал, что-то над ними проезжает - они шлют сигнал. Полезно для организации включения чего-нибудь, типа запуска логического процесса или закрытия шлагбаума/светофора, не требуя довольно дорогого и сложного датчика занятости, если всей задачи определить именно факт достижения паравозегом некоей точки, а не его длящегося там присутствия. В быту малоприменимо, так как требует места под рельсами. Может быть вструмлено в рельсы-на-основании типа упоминавшегося бахмановского E-Z track.

Управление освещением

Разумеется, каждый уважающий себя маньяк хочет управлять лампочками (настоящий программист ходит на дискотеку, чтоб посмотреть на мигание лампочек, да). Лампочки бывают в стационарных обьектах (домики-фонарики-вокзальчики и тп) и мобильные (паравозеги-вагончеги). С паравозегами все ясно, у них на декодерах обычно есть несколько функциональных выходов, к которым цепляются лампочки или лучше светодиодики, и всех делов, с стационарными обьектами тоже все просто - те же стационарные декодеры что и для стрелок, только в режиме постоянного а не импульсного включения реле, а вот с вагончегами тяжелее. Но и для этого есть стандартное решение, тн функциональные декодеры - фактически тот же локомотивный декодер, только с оторванной частью заведующей собственно мотором. Бывают на 1, 2 и 4 канала, выбирать по вкусу - некоторые любят, чтоб у них на вагоне можно было ОТДЕЛЬНО включить красные фонари на ОДНОЙ стороне ОДНОГО (последнего в поезде) вагона, а некоторым пофиг, внутри светится и хорошо. Точно так же, как и локомотивные, эти декодеры могут собираться в консисты, чтоб управлять не отдельно-повагонно, а всем поездом сразу. Остается только вопрос снятия напряжения с колес и доставки его к лампочкам, но это уже решается самостоятельно. Для некоторых вагонов есть готовые киты освещения, включая лампчки, токосьемнички и пр, некоторым приходится колхозить.


В следующей части ждите Вершин Мудрости - про продвинутую автоматику, зачем паравозегам ардуина и как запрограммировать работу разьезда Задрищево на сях, как заставить паравоз тормозить по команде и прочие Основы Управления Миром Незаметно Для Санитаров.



Tags: народное просветление, паравозеги, управлять миром незаметно для санитаров
Subscribe

  • Проваксеры во всей красе

    Цитата нумер адын Я баню только за хамство и за непроходимую глупость. Видимо в результате собираются умные и вежливые люди. Цитата нумер джва…

  • НЕНАВИЗХУ авиацию!

    Сам не летаю, потому что выыыырусь и все закрыли, и другим не дам! Как-то уже докладывал что курочка по зернышку - весь задний двор в говне,…

  • Хозяин медной горы говна

    Каменный, мня, цвяточек. Малахит натюрель, без гмо и смс - кальций и СО3 из цемента, медь из трубы, вода из дождя. Это у нас в…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments