***********
...эх молодость, молодость...
Для тех кто не в курсе краткое содержание предыдущих серий. Призвали тут меня на две недели в присяжные в мосгорсуд. Посетил. Оставил большое впечатление. Давно уже обещал изложить, все руки не доходили, сейчас расскажу подробнее.
Сначала официоз. Дело по обвинению двух сотрудников гибдд в получении взяток, весна-лето 2004 года. По четырем эпизодам (суммы указаны в деле конечно в рублях) - $7000, $2000, $3000 (приблизительно) и 500 руп. Признаны виновными и вынесен приговор (какой не знаю, это уже без нас было) по трем из четырех, кроме самого тяжелого, 7К, тем самым переехали из взятки в особо крупном размере (свыше 150Кр) в просто крупный. Результаты голосования по виновности - от 9-3 до 7-5.
Сразу пояснение. Присяжные голосуют по фактам, не по оценке действий (срокам и тп). 4 эпизода, 2 обвиняемых, по каждому эпизоду получается 7 вопросов - один общий (было ли событие преступления, типа доказано ли что надцатого мартобря убили старуху процентщицу) и по три на каждого обвиняемого (доказано ли что действия указанные в предыдущем вопросе совершил Раскольников, виновен ли Раскольников в этих действиях, заслуживает ли Раскольников снисхождения). По эпизодам где обвиняемый признан виновным судья (потом, без присяжных) выносит приговор с учетом всяких обстоятельств и в соответствии с УК. Присяжные же просто отвечают да или нет, и не только не знают как действие квалифицируется но и впрямую обязаны принимать решение без учета последствий (величины срока и тп).
Теперь про собственно дело. Нет, я знал конечно что советский суд самый гуманный в мире, но не до такой же степени. Дело абсолютно левое. В коллегии была одна тетка которая просто сходу заявила что все что она тут услышала - полная хня, и не видит сколь-нибудь веских доказательств ни по одному эпизоду вообще, даже по событиям а не только по вине. Я не такой экстремист, лично я рассматривал дело с точки зрения "то что нам рассказала прокуратура - является ли правдивой теорией? Подтверждается ли чем-то весомым? Не противоречит ли каким-либо фактам из дела либо общеизвестным положениям?". Получилось - противоречит или не подтверждается. Тем не менее отмазать ментов никак не срослось, советский народ совершенно замечательный в своем тупизме - с одной стороны не любит ментов (и готов припаять им ни за что, так, на ровном месте, пусть плывут в хороших гробах) с другой стороны уверен что "органы у нас зря не сажают", в результате даже самая левая лажа вполне служит достаточным основанием для расстрела за амбаром.
Теперь собственно дело. Буду рассказывать в логическом порядке а не как в деле, в календарном, потом станет понятно почему.
Менты - из спецбатальона ГУ ГИБДД, не Москвы а министерства. Ездят на мерседесах, расчищают дорогу всяким там путиным, фельдсвязям и прочим, ловят всяких кр000тых вместе с Федоровым на рублевке и тп делами занимаются. Конкретно эти два сидели на посту на Боровицкой площади, следили за общим порядком (наделены всеми правами инспектора гибдд с спецзванием, могут составлять протоколы по всей Москве и МО), при поступлении команды сверху говорили яволь и бежали испааалнять типа проводить какую машину из боровицких ворот до Барвихи со всеми положенными мигалками и крякалками.
Эпизод с Синицыным, $3K.
Официальное обвинение (подтвержденное решением суда) - подсудимые получили взятку в штуку баксов и забрали мобильный телефон стоимостью в полштуки на месте, и через неделю получили еще полторы штуки баксов (эта передача уже происходила под СБ, с переписанными баксами, видеокамерой и тп) за непривлечение свидетеля Синицына к административной ответственности за нарушение педеде - поворот с Знаменки (ул Фрунзе, от генштаба на Бол Каменный мост) налево на Моховую (там поворот запрещен, знак висит и разметка. Когда-то он был потом запретили, но все кр000тые и почтикр000тые поворачивают ибо иначе при движении по кутузнику в центр надо обьезжать через кропоткинскую и набережную). Угрожая последствиями для деловой репутации.
(Красиво, да? Кто-нибудь себе это может представить, в здравом уме и твердой памяти? Два мента останавливают за поворот не туда и вымогают трояк баксов?)
Как я это все оцениваю реально. Едет 8.07.2004 такой кр0000той Синицын (на бомбе семерке 98 года, номера семен семеныч, "работаю в госдуме" но где именно не говорит, визитка классика жанра - герб, флаг, надпись Синицын и телефон, более ничего. Говорит что бывший боевой офицер награжденный орденами и медалями... но сильно подозреваю в нем зама, а ныне типичного околодумского бизнесмена-на-понтах, причем из шестерок, не реальных вождей). Каким-то образом останавливается (сам, или его останавливают за этот несчастный знак. Прозвучало что там повернуло два совсем кр00тых с мигалками и флагами и Синицын за ними третьим) и начинает вести мирные деловые переговоры с этими ментами. На не очень понятную тему - потом уже, по второй встрече, звучали слова про "удостоверение внештатного сотрудника", "сделай мне еще одного человечка" и тп. Договаривается но денег (на аванс) при себе нет. Приглашает проехать к приятелям в какой-то кабак, дает телефон (или не дает. Смутный момент, телефон нигде не всплывал ни раньше ни позже. Справка из билайна - такой имеи не подключался с 8 числа то есть с утра того дня). Берет там штуку баксов (29кр рублями), отдает ментам (это подтверждают приятели - приехал с ментами на хвосте, взял денег, пошел в ментовскую машину, что-то там перетирал и потом разьехались), оставляет визитку. Расходятся довольные друг другом. Через неделю (у Синицына кто-то там помер, он ездил на похороны) вторая встреча. Договариваются... но тут похоже вылезает СБ, берет Синицына за выступающие части и читает вслух УК про взятки. И заявляет что либо Синицын валит с ними ментов (на которых наверняка долго и упорно стучали, но стук к делу не подошьешь) либо он сам едет на Колыму за взяткодательство. Тот поднимает лапки вверх, пишет заявление, приносит свои полторы штуки баксов, его обвешивают камерами и микрофонами и при встрече всех вяжут. Сьемки с камеры - пэстнь. Внешняя камера вообще ничего не показывает, снимает какой-то юзер, у меня мамочка лучше с камерой управляется. Внутренняя (на галстуке) почему-то начинает записывать самый конец перетирки, как раз всяких "человечков на мерседесе", качество видео записи полное говно, в общем ничерта не понятно, факт передачи бабла не заснят. Бабло обнаруживается в ментовской машине между сидений в плевательнице. При этом утверждается что один мент бабло взял (стоя снаружи у правого окна у Синицына сидящего на пассажирском сиденье), передал второму (сидящему за рулем - через окно?) и тот положил в плевательницу.
В общем - вот такая лажа. Доказательств - никаких. Картина - полная хня. Свидетели - клейма ставить некуда. СБ лепит что-то такое что ой. Прокурор не может проиграть видеозапись потому что с огромным удивлением узнает о существовании vhs-c кассет и svideo выхода на мини-дв камере. Вопрос для коллегии формулируется весь в сборе, с описанием всех действий в одном флаконе, от "остановили" до "получили $1500". И этого всего достаточно для признания виновными обоих подсудимых. Что им подгадило - невыставление собственной связной теории. Один вообще отказался выступать (имеет право) а второй сказал что да, с Синицыным встречался но денег никаких не получал, о встрече не договаривался и тп и тд.
Лично моя позиция - действия были но далеко не все перечисленные в вопросе, поэтому "да" тут говорить никак нельзя. Хотя бабло точно брали - но совсем не за то и не так как утверждает прокурор.
Следующие два эпизода вытянуты из первого. При вязании из машины изымается куча забавных документов. Какие-то левые удостоверения, доверенности, полисы, еще какие-то бумаги. Два удостоверения раскручиваются - липовые удостоверения военного следователя Маева и полковника МВД Степанова.
Эпизод с Маевым, $2К
Где-то в конце июня (дату не помню но в деле она точная) те же два мента останавливают за тот же знак студента военного универа Маева. Всплывает левое удостоверение следователя - в деле утверждается что "при досмотре машины нашли в бардачке". (вот прям как щас верю, менты напротив боровицких ворот полезут досматривать какого-то студента на антилопе. Наверняка сам достал и размахивал, но не на тех нарвался). После чего про знак забывается, обьясняется что за такие удостоверения квартиры на рублевке продают и требуется 10К. Происходит торг, сумма снижается до 2К, Маев звонит своему приятелю (проходит как свидетель), тот привозит бабло, Маев его отдает ментам, разьехались, удостоверение остается в машине.
Вот тут с прокуратурой по событию преступления согласен полностью. И по участникам (кто еще кроме записанных на этот день на этот пост там может оказаться) и по действиям и по всему остальному. Хотя конечно могли бы и поподробнее поисследовать - запросить хотя бы лог звонков Маева за это число (должны быть звонки из района боровицкой приятелю, несколько штук, в течении пары часов с одной и той же БС). Но так как картина вполне непротиворечивая то можно считать что доказано. Но вот виновность... Судья обьяснила что по совковому законодательству привлечь за такое удостовэрэние невозможно. Надо доказать не просто факт его наличия но и использования причем с целью получения выгоды (получения каких-то прав или уклонения от обязанностей). Соответственно все что могут сделать менты - написать рапорт. А владелец удостоверения заявить что ему его на день рождения подарили (что в деле зафиксировано... сувенирное удостоверение следователя, ха), он его не использовал а только возил в машине и поэтому идите граждане менты на йух. Поэтому в данном случае менты дейтсвовали строго в соответствии с духом закона, всякими там пресекать и защищать. Выставили слишком кр000того на 2К, убрали с дороги липовое удостоверение, пресекли явную левоту. Если при этом 2К попали к ним в карман то и очень хорошо - ведь "российское государство к Бородину претензий не имеет". Поэтому лично моя позиция - событие было, участие было, вины нет, типичная национализация коррупции, взятка помогла не разрушить государственный механизм управления а наоборот его укрепить и наказать виновного. Но обьяснить это коллегии дагагих гассиян никак невозможно.
Третий эпизод, Степанов. Левое удостоверение полковника мвд. В деле утверждается "в середине весны 2004 года" (прокурорские даже дату не потрудились установить точно! Хотя могли бы, он куда-то в аэропорт ехал, живет в Малаховке) на лыткаринском мосту (это за Люберцами, поворот на Быково-Лыткарино, к кремлю и рублевке отношение - прямо по диаметру Москвы) его остановили два лейтенанта гаи (у подсудимых звания - старлей и капитан) на патрульной даеве (весь батальон ездит на мерсах) за выезд на встречку. При доставании документов выпало (ха) удостоверение, после чего кролик был разведен на 7К. Подтверждается показаниями двух приятелей которым Степанов рассказывал. Тут опять - по событию верю каждому слову. И в отлов, и в удостоверение, и в развод не в меру кр00того кролика на бабло, и в то что приехал в контору и начал рассказывать "менты суки нах на 7К развели за ксиву!". А вот уже в участие в этом деле подсудимых - никак нет, ничем не подтверждено и многому не соответствует. И в этом удалось убедить 6 из 12 присяжных - а значит ответ нет, не участвовали, соответственно обвинение снято, до вопроса о виновности не доехали.
И четвертый эпизод, те самые анекдотические 500 руп. Там же на боровицкой, где-то в июне (точной даты опять нет), останавливают какого-то мужика (забыл фамилию) и начинают его разводить что у него не наклеен стикер осаги. Полис есть, но грузят что щас поедем в управу проверять, на два часа цирка, блаблабла, тот дает 500 руп и уезжает. И только осенью якобы видит родные ментовские морды по телевизору, узнает и пишет заяву в сб. Это через полгода-то. Да я мента на дороге встреченного через пятнадцать минут уже забуду, они же все серые и в фуражках. Поэтому лично мое мнение - лажа. Ну то есть за такое (в отличие от эпизодов 2 и 3) конечно надо стрелять в 24 часа прямо за амбаром, причем из говномета. Но доказательств - никаких. Вообще. Слова и причем смутные, дату он не помнит а вот рожи типа запомнил, ломброзо прямо какой-то. Но опять же убедить коллегию невозможно - органы зря не содют!
Так что поехали менты на кичу по трем эпизодам из четырех. Из которых один просто полная херня, сказка с чудесами какая-то. Второй - за действия по нему наоборот надо бюст на родине ставить а не срок паять. И третий - абсолютно без доказательств.
Ну и общий взгляд на систему суда присяжных. Бррр. Сидишь, тебе что-то говорят но документы смотреть не дают. Типа "оглашается протокол - блаблабла - огласили, поехали дальше". Понятно откуда ноги растут, в нормальном суде все стороны знакомы с делом и судья тоже, советский суд это формальное изучение доказательств и (как минимум в теории) их реальная оценка по представленному в деле, но тут-то получается что и изучение формальное и оценка не производится. Не могу я оценить вес доказательства если я его только формально увидел. Если не могу вернуться и проверить совпадение с другими. Если не могу запросить уточнения, типа "поясните пожалуйста что мы тут видим на записи" и тп. И при всем при этом вопросы на которые надо отвечать становятся известны на последней стадии - уже после всех выступлений. То есть непонятно на что вообще надо смотреть, не то что изучать подробнее... Теперь, поняв как механизм действует, я бы конечно эти вопросы сам сформулировал исходя из самых начальных бумаг процесса, и обращал бы внимание на то что надо, а так пришлось покрыть записями два десятка листов а4 (причем компутером пользоваться мне не дали, а я пишу так что потом сам с трудом разбираю). Остальные сдохли где-то к середине второго листика, особо задвинутые и один не дописали. И потом по таким вот изучениям со слуха выносится решение о виновности и сроке, не о постановке васеньки в угол... Да, судья потом прокомментировала что если бы она это дело разбирала единолично то признала бы виновными по всем четырем эпизодам. Судья кстати та же самая что вела небезизвестное дело Сутягина и вообще часто слушает дела по всякого рода шпионажам и взяткам, типа за государственные интересы
Так что лично у меня двоякое вчепятление. С одной стороны конечно интересно. Стало немного понятно как это все работает. Давно так не перся, не приходилось изучать настолько новую тему. С другой стороны - считаю что по незнанию и отсутствию опыта (про то как это все реально работает, не теории права) не смог сделать то для чего меня туда призвали, "установить истину и свершить правосудие". Хотя сам и судил как надо, "по собственной совести и разумению" (или как оно там звучит, забыл уже) но не смог нужным образом воздействовать на достаточное количество других присяжных, привнести свет в так сказать народные массы.
****************************
http://www.newizv.ru/print/27981
На днях Мосгорсуд вынес суровый приговор двум автоинспекторам-коррупционерам из некогда элитарного батальона особого назначения (БОН) УГИБДД Главного управления МВД РФ. Капитан милиции Михаил Клейменов и старший лейтенант Андрей Камакшин охотились за обеспеченными обладателями поддельных удостоверений, после чего вымогали у них крупные взятки. Согласно приговору суда, Клейменов проведет в колонии 9 лет, а Камакшин – 8 лет.
Впервые об автоинспекторах-коррупционерах стало известно в начале прошлого лета. Утром 10 июня 2004 года в Главном управлении собственной безопасности МВД РФ появился 60-летний отставной полковник воздушно-десантных войск Минобороны и поведал о том, что два столичных автоинспектора вымогают у него крупную сумму.
По словам автолюбителя, гаишники остановили его, когда он выехал на своем новом BMW под запрещающий знак на пересечении Знаменки и Моховой. Там стояли милицейский Mercedes и двое инспекторов. Один из гаишников приказал ему остановиться и попросил документы. Убедившись в том, что престижная иномарка принадлежит отставному десантнику, автоинспекторы весьма профессионально и согласованно начали ему угрожать. В довольно безапелляционной форме гаишники заявили, что «ты уже не в первый раз здесь так ездишь и всех уже достал», после чего пообещали устроить ему крупные неприятности и сообщить в аппарат Госдумы, где трудился военный пенсионер. Затем один из гаишников заметил у него мобильный телефон стоимостью 17 тыс. рублей и со словами «а у меня такого нет» попросту забрал «трубку» себе. После массированной психологической атаки гаишники предложили следующий вариант: отставной полковник заплатит им 5 тыс. долларов, а они навсегда забудут о его нарушениях. Бывший десантник в принципе был готов искупить свои нарушения, однако аппетиты автоинспекторов показались ему несуразными. После ожесточенного торга сумма выкупа была снижена до 2,5 тыс. долларов. В сопровождении довольных гаишников он съездил к своим приятелям, занял у них 29 тыс. рублей и передал стражам порядка. Оставшуюся часть денег полковник должен был отдать позже. Однако вместо этого бывший военный обратился в милицию.
Оперативники ГУСБ сильно удивились, когда выяснили, что на Знаменке находится один из стационарных постов самого элитного подразделения российской автоинспекции – батальона особого назначения. Батальон создавался в начале 90-х годов при Главном управлении ГИБДД России для борьбы с терроризмом и криминалом на автотранспорте.
Оперативники вручили бывшему десантнику меченые деньги и отправили на встречу с коррупционерами. Как только он передал полторы тысячи долларов, вымогатели были задержаны. Взяточниками оказались сотрудники БОН – капитан милиции Михаил Клейменов и старший лейтенант Андрей Камакшин. Помимо самой взятки в бардачке их служебного Mercedes оперативники обнаружили еще 32 тыс. рублей, 400 долларов, уникальные ножи, более десятка различных поддельных удостоверений и спецпропусков, ноутбук, а также внушительное количество незаполненных бланков протоколов и квитанции об оплате штрафов. Поскольку задержание происходило днем, оперативники предположили, что автоинспекторы успели «заработать» полторы тысячи долларов лишь за утреннюю смену.
Прокуратура Центрального округа столицы возбудила против Клейменова и Камакшина уголовное дело по статье 290 УК РФ («взяточничество»). По изъятым у них поддельным удостоверениям и спецпропускам следователям удалось найти и допросить еще трех жертв.
Один из столичных владельцев Jeep Grand Cherokee рассказал о том, что весной 2004 года эти гаишники остановили его на 27-м км федеральной трассы «Урал» и при проверке документов заметили у него сувенирный вариант «удостоверения сотрудника правоохранительных органов». Запугав водителя тюрьмой, автоинспекторы потребовали 10 тыс. долларов. Владельцу джипа удалось сбить цену до 6 тыс. долларов, однако после того как он передал им всю сумму и получил взамен свои документы, из его портмоне таинственно исчезла тысяча долларов. Таким образом, страсть к сувенирам реально обошлась ему в 7 тыс. долларов.
Другой доказанный факт взяточничества произошел в июне 2004 года. Тогда Клейменов и Камакшин остановили все на той же Знаменке «ВАЗ-2110» и, найдя в бардачке поддельное удостоверение милиционера, потребовали у водителя 10 тыс. долларов. В противном случае они традиционно пообещали возбудить против автовладельца уголовное дело. В итоге водитель заплатил им 2 тыс. долларов.
Еще одной жертвой вымогателей стал водитель Daewoo Nexia. У него не оказалось при себе талона ОСАГО, за что он заплатил автоинспекторам-мздоимцам 500 рублей.
«На допросах автоинспекторы предпочитали молчать, однако все пострадавшие уверенно опознали в них своих обидчиков, и нам удалось полностью доказать их вину», – заявил «НИ» один из следователей прокуратуры ЦАО.
Сами обвиняемые настояли на слушании их дела судом присяжных, однако этот выбор закончился для них жестоким приговором. Присяжные признали их виновными по трем эпизодам получения взяток, в результате чего Мосгорсуд приговорил Михаила Клейменова к 9 годам лишения свободы, а Андрея Камакшина – к 8 годам тюрьмы.